ЛЕТОПИСЬ

В древней, поседевшей от веков Вохонской земле, в 15 км к югу от города Павловский Посад, находится место под названием Троица-Чижи. На небольшом открытом пространстве посреди заболоченного леса, в низовьях реки Дрезна, при погосте стоит церковь во имя Троицы Живоначальной.

Неоднократно краеведы интересовались происхождением названия «Троица-Чижи», высказывая множество версий. На протяжении столетий погост называли Троицким, Троице-Чижским, Чижами. Первая часть топонима «Троица» происходит от названия самой Свято-Троицкой церкви. Вторая часть «Чижи» по последней версии образована от многозначного слова «чиж». В словаре В.И.Даля «чиж», трактуется, как палочник или рогоз. Рогоз – совсем не редкое растение, произрастающее на сильно заболоченных берегах Дрезны между деревнями Кузяево и Часовня. Так было и сотни лет назад, когда в старых документах, датируемых первой половиной XIX века можно прочесть: «погост Троицкий, что в Чижах».

Самое первое документальное упоминание о Троицкой церкви относится к первой половине XVII века. Из расходной книги Казенного приказа, датируемой 1628 годом, можно было узнать, что «церковь святой Троицы деревянная, построенная изстари, на погосте у реки Дрозны, в начале XVII столетия находилась Московского уезда, в дворцовой Загарской волости; по окладу 1628  года дани 10 алт. 5 ден., заезда 3 алт., кормовая гривна».

По писцовым книгам 1631-1633 годов о Троицком погосте можно узнать следующее: «пашни паханые церковной земли 2 чети да перелогом четь, да перелогом и лесом поросло 2 чети в поле, а в дву потомуж, сена 70 копен, лесу поверстнаго елнику болотнаго по Микишин луг; да к церкви ж дано селище Темниково, да селище Петряково и те селища лесом большим поросли, а по мере в селище Петрякове лесу пашенного полдесятины, сена по оселку 10 копен, в селище Темникове по мере пашенного лесу четь десятины в поле, а в дву потомуж». Смежные друг с другом селища Темниково и Петряково, когда-то входили в Троицкий приход. Ныне этих населенных мест не существует. Их исчезновение относится к первой половине XVIII века. Позднее, в самом начале XX века, продаваемый церковью участок леса рядом с погостом так и называли «Темниково-Петряково».

Из переписных книг известно, что в 1646 году при Троицкой церкви «во дворе поп Семен».

В 1680 году в церковный причт входили священник Антип Никитин и дьячок Федор Евдокимов.

С воцарением на российском престоле Петра I дворцовая Загарская волость, в состав которой входил Троицкий погост, была пожалована в 1710 году бывшему крепостному Бориса Васильевича Шереметева, советнику царя по финансовым делам, Алексею Александровичу Курбатову.

После смерти Курбатова погост вновь входит в состав дворцового ведомства, пока в 1727 году вотчинные Загарские земли не были пожалованы полковнику Петру Васильевичу Чичерину. Именно при Чичерине начинается строительство каменного храма. Деревянная Троицкая церковь, простоявшая не меньше двух веков, из-за ветхости и малой вместимости в связи с возросшей численностью прихода, была заменена на одноглавую кирпичную, выстроенную в стиле провинциального классицизма в 1739 году. Строительными работами руководили священник Лукьян Агапов и дьячок Потап Агапов. Позднее, в 1789 году, к трапезной пристроили двухъярусную колокольню. Строительство велось на средства и силами самих прихожан из окрестных деревень (д.Малыгино, д.Власово, д.Семеново, д.Часовня, д.Бразуново, д.Аверкиево). По окончании всех работ деревянную церковь окончательно разобрали. Теперь на ее месте стоит каменная Свято-Троицкая часовня.

В 1748 году Чичерин скончался, и земли отошли его супруге Александре Васильевне Чичериной (урожденной Кольцовой-Масальской). В 1753 году Загарскую волость у Чичериной приобретает Николай Михайлович Леонтьев – генерал-майор, участник Семилетней войны. В 1769 году Леонтьев был убит одним из своих крепостных, и Загарская волость отходит его супруге Екатерине Александровне Леонтьевой (урожденной Румянцевой).

С 1788 года, вплоть до 1838 года, владельцем погоста являлся граф Сергей Петрович Румянцев – один из первых людей, попытавшийся освободить крестьян, став инициатором закона о  «вольных хлебопашцах». При Румянцеве в 1795 году проходила V ревизия, при которой было зафиксировано, что у священно- и церковнослужителей церкви Святой Троицы, что на Троицком погосте, земли под усадьбой — 1 дес. 1045 саж., под пашней 56 дес. 828 саж., под сенокосом — 26 дес. 290 саж., под лесом — 135 дес. 558 саж. И неудобных мест 2 дес. 1845 саж. Всего — 221 дес. 2166 саж. земли. «Земля песчаная и к урожаю хлеба: ржи, овса и гречи способная. Покосы средственные, лес дровяной: березовый и осиновый».

В 1822 году умирает священник Борис Сергеевич Рождественский. У него остается супруга Мария Дмитриевна с детьми, которую по ее собственному прошению переводят просвирницей в церковь Николая Чудотворца на Лосином заводе (ныне город Лосино-Петровский).

С 1823 года на должность священника назначают Петра Иванова. При нем в составе церковного причта служили дъячок Петр Александров и пономарь Михаил Васильев. В 1835 году на отца Петра заводят церковное дело по многочисленным жалобам со стороны прихожан за «непорядочные поступки».

Летние месяцы периода 1839-1841 гг. выдались очень жаркими и засушливым для Богородского уезда. Пожары в лесах были не редкостью. В Троица-Чижах из-за засухи пересохла река Дрезна из-за чего стало невозможным совершать обряды водоосвящения и бороться с огнем в случае пожара. Существовавший с незапамятных времен пруд недалеко от церкви за давностью лет так сильно заплыл, что был совершенно не пригоден для забора воды. Поэтому в 1841 году церковный причт решает продать 50 сажен дров и на вырученные 450 руб. очистить церковный пруд.

В 1859 году (в «Списке населенных мест…») о Троицком погосте можно было узнать, что он «при речке Безымянной по правую сторону Малобронницкого тракта», и что на погосте 3 двора, в которых проживают 7 душ мужского пола и 4 — женского.

В 1862 году на три крестьянских семьи из деревни Семеново заводится церковное дело по их причастности к старообрядчеству. Служивший на тот момент священник Андрей Минервин лично подавал прошение в Московскую духовную консисторию из-за сложившейся проблемы в целях возвращения прихожан в православие. Исторически так сложилось, что Богородский уезд был в эпицентре распространения старообрядчества в Московской губернии в XIX веке.

В 1873 году по старой Троицкой дороге через погост Чижи везли в город Павловский Посад святыню бронницкой земли – икону Божьей Матери «Иерусалимской». Память об этом до сих пор хранят местные жители окрестных деревень Часовни, Власово, Малыгино и Аверкиево, которые приходили в Чижи, чтобы увидеть и поклониться чудотворной иконе. Икону было решено привезти из-за массовых заболеваний холерой в Павловском Посаде. В летописи Воскресенской церкви сказано, что жители обратились с просьбой разрешить им принять святую икону «Иерусалимскую» из г.Бронницы для совершения молебствий об избавлении от губительной болезни. Когда икона была принесена, то жители обнесли её по всем деревням своего прихода с совершением молебных пений, и холера прекратилась. Так икона Иерусалимской Божьей Матери стала почитаемой святыней и на нашей земле, отстранив болезни и мор от наших прадедов более ста лет тому назад.

В 1885 году обновляют роспись храма. О том, как был расписана Троицкая церковь, можно только догадываться. Время не сохранило никаких изображений, т.к. вся внутренняя отделка в советское время была уничтожена.

К концу XIX века приходское население окрестных деревень достигает такой численности, что возникает острая необходимость расширить однопрестольную Троицкую церковь, пристроив к ней придел. К 1887 году с разрешения Московской духовной консистории причт продает часть своих лесных угодий. За вырученные 3500 руб. от продажи леса к северному фасаду церкви решают пристроить придел во имя Преподобного Сергия Радонежского. Изначально прошение, поданное крестьянами на подписание настоятелю священнику Павлу Нехотенову, было отклонено. Окончательно разрешить вопрос с передачей приходских денег на оплату строительных работ удалось церковному старосте Степану Емельяновичу Подкопаеву и его брату Федору из д.Малыгино. Архитектором, создавшим проект Сергиевского придела, был выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества Павел Георгиевич Егоров. Во время строительных работ северные фасады трапезной и четверика были значительно переделаны. По окончании всех работ и освящении придела в окрестных деревнях был введен второй престольный праздник.

В 1894 году к Троицкой церкви погоста Чижей определен священник Иоанн Уваров, который был осужден и снят с настоятельского места из-за постоянных жалоб прихожан, прослужив ровно год.

С началом XX века Троицкая церковь начинает активно продавать свои лесные угодья из-за тяжелого материального положения. В 1905 году причт продает 40,2 десятин дровяного леса. На часть вырученных от продаж денег в 1907 году на территории погоста выстраивают три новых деревянных дома взамен обветшавшим от времени старым постройкам. В 1910 году на торги выставлено 47,5 десятин леса.

В период острой денежной нужды в 1906 году храму была пожертвована сумма в размере 1000 рублей по духовному завещанию директора Лялинской фабрики мецената Петра Дмитриевича Долгова, который оставил после своей смерти в банке Павловского Посада капитал в размере 300000 рублей на устройство благотворительных учреждений, а также в помощь церквям и монастырям.

1 января 1912 года, в день Нового года, при Троицкой церкви на погосте Чижи было открыто Братство трезвости. Инициатором сего доброго начинания явился местный священник о. Николай Фелицын. Его проповедь во все воскресные и праздничные дни, в которой он указывал на современные недуги народа, возымела свое действие. В самый день открытия Братства по окончании божественной литургии было произнесено слово о вреде пьянства. (Московские церковные ведомости, №4, 1912 г.)

В 1916 году продажа церковного леса возобновляется. Дело в том, что годом ранее от прихода отошло две деревни: Бразуново и Аверкиево. Причиной того стало строительство храма в деревне Аверкиево на средства Александра Дмитриевича Самарина, начатое еще в 1911 году. 22 ноября 1915 года состоялось торжественное освящение двух пределов в честь св. Благ. Князя Александра Невского и св. Николая Чудотворца, на котором присутствовал и священник погоста Чижи Николай Фелицын. С тех самых пор приход храма в Чижах не менялся и, по сей день включает 4 деревни: Власово, Малыгино, Семёново и Часовня.

По данным одной из последних клировых ведомостей, датированной 1919 годом, в составе церковного причта Троица-Чижей числятся: священник Николай Сергеевич Фелицын (с 1903 года), диакон Александр Иванович Третьяков (с 1910 года), псаломщик Виктор Дмитриевич Воздвиженский (с 1916 года) и церковный староста крестьянин Василий Лукьянович Лукашев (с 1911 года).

С 25 октября 1920 года старостой храма был Прокопий Матвеевич Разсков.

По материалам Всесоюзной переписи 1926 года в поселении Троице-Чижи Малыгинского сельского совета значится 3 хозяйства (не крестьянских, а «прочих») с населением в 14 человек (9 муж. пола, 5 – жен.).

В 1934 году в Троицкий храм погоста Чижи был назначен священник Николай Александрович Архангельский. Отец Николай родился 7 ноября 1878 года в городе Верея Московской губернии в семье священника Александра Николаевича Архангельского. В 1893 году он оканчивает Перервинское духовное училище, а в 1899 году – Московскую Духовную семинарию. В 1915 году Николай Александрович рукоположен во священника. В 1931 году его возводят в сан протоирея. Отец Николай был настоятелем Троицкой церкви всего 3 года. 6 октября 1937 года его арестовывают по подозрению в антисоветской агитации и заключают в тюрьму г.Ногинск. Местные жители помнят, как увозили Николая Александровича на грузовике в его последний путь. 3 ноября тройкой при УНКВД по Московской области ему выносится приговор по статье 58-10 УК РСФСР в «ведении антисоветской агитации» с высшей мерой наказания. 5 ноября отца Николая расстреляли на полигоне Бутово под Москвой и похоронили в общей могиле. 16 января 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Московской области по 1937 году репрессий. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

Арест и расстрел настоятеля отца Николая обернулся закрытием церкви. Вся церковная утварь, какую удалось спасти, разошлась по окрестным церквям и деревням. Иконы и книги зачастую забирали сами прихожане. Иконостас был вывезен в Глинскую пустынь, откуда впоследствии перевезен в Даниловский монастырь Москвы, где и находится по сей день. Паникадило отошло Казанской церкви села Иванисово, а подаренный когда-то крестьянами д.Часовня подсвечник сегодня можно увидеть в Казанской церкви села Казанское. Судьба колоколов до сих пор остается до конца не разгаданной. Известно только об одном колоколе, который после закрытия церкви перевезли в деревню Малыгино, откуда он уже попал в Покровско-Васильевском монастырь г.Павловский Посад. Когда-то окружающая храм кованая ограда отвозилась на переплавку на арматурный завод деревни Крупино.

До начала Великой Отечественной Войны старостой храма был Андрей Васильевич Огурцов из деревни Власово.

В послевоенное время Троицкую церковь (алтарь, четверик, предел) частично разбирают, используя кирпич для хозяйственных нужд. Практически нетронутой осталась лишь одна колокольня с сохранившейся кровлей, но уже без колоколов.

Новая история храма начинается с осени 2007 года, когда настоятелем Троицкой церкви становится иерей Дионисий Александрович Тонков. До наступления зимних холодов проводятся активные субботники по уборке территории и приведении ее в надлежащий вид для дальнейших работ. В планах восстановление каменной Троицкой церкви и возрождение Троица-Чижей. Изначально все службы велись под сводом колокольни старого храма.

В феврале 2008 года в Троица-Чижи перевозят в разобранном состоянии деревянный сруб церкви из д.Бывалино, которую в последствии нарекут в честь преподобного Сергия Радонежского. В начале мая началась сборка.

19 июня в день Пресвятой Троицы Свято-Троицкая церковь отмечает свое 380-летие. Праздничное богослужение совершают настоятель Дионисий Тонков и игумен Амвросий Шевчук.

30 августа на собранный деревянный храм с помощью крана устанавливают купол, а уже 8 октября состоялось освящение после 155 дней строительных работ.

В последних числах ноября начинаются работы по восстановлению каменной Троицкой церкви.

5 мая 2009 года на месте, где когда-то стояла деревянная Троицкая церковь, закладывается Свято-Троицкая каменная часовня. Работами по постройке руководит церковный староста Анатолий Степанович Купленов. 30 августа часовню освящают.

В мае начинаются крупные строительные работы по прокладке дороги от д.Часовня до погоста Чижи. Изначально путь к церкви лежал по старой лесной дороге, которая местами была столь сильно заболочена и обводнена, что добираться можно было только на машине ЗИЛ-157, возившей прихожан на службы.

21 июня в Троица-Чижи пребывает икона Спаса Нерукотворного. Совершается крестный ход от самой д.Часовня.

1 ноября в Чижи пребывают колокола для восстановленной колокольни старого храма. Три небольших колокола, отлитые на колокололитейном предприятии «Благовест» г.Екатеринбург 8 ноября в день памяти Димитрия Солунского освящаются и устанавливаются на колокольню.

В 2011 году в мае месяце освящают и устанавливают большой главный колокол, приобретенный тщением прихожан храма.

В этом же году, в день православной молодежи, на месте святого источника, где по преданию произошло явления иконы Пресвятой Троицы, ставится большой деревянный резной крест, выполненный мастером Виталием Михайловичем Розанцевым.

В конце ноября 2012 года в Троица-Чижах освящали и устанавливали купол на заложенную месяцами ранее водосвятную часовню у большого церковного пруда. На освящении присутствовали настоятель Троицкого храма отец Дионисий Тонков, настоятель Вознесенского храма иерей отец Марк Ермолаев с клириком отцом Димитрием Шмаровым.

С началом осени 2013 года церковным старостой А.С.Купленовым начинается постройка деревянных въездных ворот на территорию храма. 2 ноября на готовые центральные ворота были установлены три купола, изготовленные мастером В.М. Розанцевым.

На этом история не заканчивается. Впереди еще много событий, которые со временем займут место в летописи Троица-Чижей. Нам же следует, живя в настоящем, думать о будущем и не забывать о прошлом.

 


Наши святыни:

Икона Троицы Живоначальной

История Троицкой церкви начинается с чуда, которое произошло в Троица-Чижах так давно, что никто не помнит когда именно, но предание, передаваемое из уст в уста местными жителями, дошло до нас с неизменной сутью.

Давным-давно ехали по дороге в районе нынешней деревни Часовня торговцы. Время было позднее, когда путь их пролегал через то самое место, где ныне стоит церковь во имя Троицы Живоначальной. Усталость разморила путников, и они решили заночевать на поляне у реки, а путь свой продолжить поутру. Во сне явился им яркий свет и голос, сказавший: «Место сие свято есть». Проснувшись, путники в страхе подбежали к берегу реки, чтобы умыться и избавиться от наваждения. В тот самый момент они и увидели икону Святой Троицы. Подняв её, обнаружили, что из-под земли на том месте бьёт источник. Взяли торговцы  икону с собой и хотели уже трогаться в путь, как лошадь неожиданно взбесилась и понеслась галопом, ускакав от них вместе с повозкой. Делать было нечего — отправились дальше пешком. Донесли икону до места своего прибытия, откуда она, впоследствии, и исчезла, чудесным образом оказавшись на том самом месте, где им довелось её найти. Припомнили тогда торговцы слова, сказанные той ночью, посчитав это знаком Божьим. Решено было на поляне у родника, где произошло явление, поставить часовню, а икону поместить внутри неё. Место это стало святым. До сих пор, память об этом событии хранит название деревни Часовня.

Уже позже решено было вместо часовни построить небольшую деревянную церковь. Через много веков, деревянная церковь сменилась каменным храмом, дожившим до наших  дней. В нем до самого закрытия и находилась икона Святой Троицы.

26 сентября 1894 года отец Павел Нехотенов служил в Троицкой церкви литургию, по окончании которой благодарил прихожан за любовь к нему, просил также молиться за него и обещал молиться за них. По окончании речи церковный староста С.Е.Подкопаев поднес отцу Павлу икону Святой Троицы, сказав ему от лица прихожан благодарность за труды и заботы о них. Икону проносили по всем приходским деревням в дни больших праздников и престольного праздника, дня Пресвятой Троицы.

В 1937 году после того, как осудили и увезли в тюрьму священника Николая Архангельского, храм опустел. Икону было решено перевезти в село Казанское в храм Иконы Казанской Божьей Матери. Казанское оказалось последним пристанищем святыни.

В 1995 году икону бесследно похитили. С тех пор прошло почти два десятка лет, а судьба её по-прежнему неизвестна.

 

Икона Преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей

День Преподобного Сергия Радонежского  в Троица-Чижах – второй главный престольный праздник после дня Святой Троицы. История сохранила память о пределе Троицкого храма, который был освящен в честь великого русского святого в 1887 году. На северном фасаде предела даже была икона с ликом Сергия Радонежского.

В августе 2011 года в Сергиевской деревянной церкви освятили привезенную икону Преподобного Сергия Радонежского с частичкой его мощей. Икона пребыла в Чижи к часу дня из Павловского Посада. На молебен приехали настоятель Тихвинского храма г.Ногинска архимандрит Сергий (Шагаев), настоятель храма Вознесения Господня на Городке г.Павловского Посада иерей Марк (Ермолаев) с иереем Димитрием (Шмаровым) и дьяконом Илией (Елисеенко).  К стоящей в самом центре храма иконе в конце молебна смогли приложиться прихожане. Отец Сергий и отец Дионисий поздравили всех с праздником и событием, которое не может не войти в историю, как новая глава в книге становления прихода Троица-Чижи в нынешнем веке. Икона Сергия Радонежского заняла свое место  в храме «на веки вечныя».

И для нашего и для будущих поколений она будет  тем  зримым образом святого, который однажды помог своею молитвой в битве князя Дмитрия Донского против сил монголо-татар на поле Куликовом, а в наше время помогает тем людям, которые обращаются к нему и верят в его силу.